В каждом музее можно увидеть выставочную витрину. С ее помощью посетителям демонстрируются различные экспонаты без риска повреждения или кражи последних. Современные музейные стекла отличаются прозрачностью и чистотой. Через них из-за отсутствия бликов и искажения можно в деталях рассмотреть музейных объект. К используемым стеклянным поверхностям предъявляются определенные требования, обеспечивающие должный уровень защищенности. Существуют специальные технологии, соблюдая которые можно сохранить музейное стекло неизменным.
Варианты защиты экспонатов
При изготовлении музейной витрины или стенда используется не простое стекло, а триплекс или ударопрочное, имеющее достаточную толщину и подвергнутое закалке и другой специальной обработке. Такая стеклянная поверхности обладает достаточной прочностью, чтобы выдержать внешнее воздействие. В результате музейные экспонаты получаются защищенными от:
- механического повреждения из-за удара или случайного воздействия посетителей;
- кражи, так как оставаясь полностью прозрачным, музейное стекло не позволяет никому дотронуться до того, что храниться внутри витрины или располагается на стеллаже;
- неблагоприятного термического или климатического воздействия, способно стать причиной разрушения уникального предмета или рукописи;
- от обесцвечивания или выгорания под воздействием солнечного потока или естественного света.
В последних случаях стеклянные листовые панели подвергаются специальной обработке, способствующей формированию дополнительного слоя с нужными свойства.
При повышенных прочностных характеристиках, музейное стекло остается безопасным для содержимого витрин и посетителей. В случае случайного механического повреждения оно распадается на множество осколков, имеющих округлые края. Это существенно снижает вероятность появления пореза.
При установке вместо закаленного стекла триплекса удается еще больше повысить уровень безопасности. Они включают две стеклянные панели, между которыми находится полимерная пленка. На закаленное стекло может быть наклеена защитная пленка, которая также предотвратить распад на отдельные фрагменты. Оно только растрескается.
Особенности музейного стекла
В отличие от обычного стекла, которое устанавливается в мебельные гарнитуры, листы, предназначенные для музейной витрины, имеют:
- высокое светопропускание: наклеиваемая на ее поверхность покрытие останавливает ультрафиолетовые лучи, предотвращает прохождение иных вредных лучей;
- низкую светопоглощающую способность, обеспечивая хорошую видимость находящихся под стеклом экспонатов без опасности из разрушения или повреждения;
- низкий коэффициент отражения, что упрощает просмотр содержимого.
Характеристики музейного стекла существенно отличаются. При выборе параметров учитываются особенности хранимых предметов.
Как сохранить музейное стекло?
При эксплуатации музейной витрины важно не только защитить экспонаты от внешнего воздействия, но обеспечить их хорошую видимость. Чтобы оно справлялось с возложенной задачей, надо правильно ухаживать за установленным стеклом. Необходимо:
- Регулярное обслуживание. За стеклянными панелями надо своевременно ухаживать. Недопустимо скапливание пыли на поверхности или появление грязи. Это ухудшит внешний вид музейной витрины, но и не позволит детально рассмотреть экспонат. Уборка в среднем должна проводиться еженедельно.
- Протирание поверхностями мягкими материалами. Для предотвращения появления царапин и других механических повреждений следует использовать только мягкую ветошь. От применения жестких щеток, мочалок и моющих, включающих абразив, следует отказаться.
- Применять специальные очистители. Производители предлагают составы, разработанные специально для очищения музейного стекла. С их помощью с поверхности удаляется любая осевшая пяль, образовавшееся загрязнение, осевший жир, другие следы. После очищения стекла поверхности получается идеально чистой без каких-либо разводов.
- Исключить непосредственно взаимодействие сотрудников и посетителей музея со стеклянной поверхностью. В этом случае исключается механическое загрязнение, появление большинства загрязнений. Сотрудники музея должны работать в перчатках, взаимодействуя не только с экспонатами, но и с другими предметами, находящимися в зале. При отсутствии перчаток и необходимости контакта со стеклянной поверхностью стоит воспользоваться подручными материалами, исключающими непосредственное взаимодействие.
- Регулярно проверять сохранность и целостность музейного стекла. Недостаточно постоянно чистить стеклянную поверхность. Следует ее тщательно осматривать, чтобы убедиться в отсутствии трещин, царапин и других механических повреждений. При выявлении характерного дефекта, следует устранить возникшую проблему. В некоторых случаях выполняется полирования. Если восстановить стекло не представляется возможным, выполняют его замену.
- Обеспечить условия, рекомендованные производителем стеклянной витрины. Чтобы стекло оставалось прозрачным, не бликовало, следует соблюдать температурно-влажностный режим в помещении, а также предотвратить попадание ультрафиолета и других вредных факторов на стеклянную поверхность.
- Подвергать стекло профессиональной чистке или реставрации. В зависимости от состояния поверхности могут потребоваться специальные процедуры, позволяющие восстановить первоначальное состояние поверхность или его защитные характеристики.
Таким образом, сохранить характеристики музейного стекла помогает систематическое выполнение работ по обслуживанию и уходу за стеклянной поверхностью. В результате все предметы, представляющие историческую ценность, будут сохранены. При этом произведения искусства сможет в деталях рассмотреть каждый посетитель.